Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
«Копеечка к копеечке – старому еврею на новый смычок» (русская народная поговорка)
«Приватбанк»: как незаметно общипать клиента
В редакцию «УК» обратились сразу несколько граждан - пользователей
пластиковыми карточками с жалобами на различного рода нарушения
обязательств со стороны «Приватбанка». Жалобы и сетования на
деятельность «Привата» поступали в наш адрес и раньше, однако в
последнее время, по законам диалектики, их количество переросло в
качество. Что вынуждает нас обратить на эту проблему более пристальное
внимание.
Итак, опишем два наиболее существенных и часто
повторяющихся нарушения «Приватбанком» обязательств в отношении
клиентов по так называемым «карточным» программам на примерах отдельных
пользователей, где нарушения мы можем подтвердить документально.
«Копеечка к копеечке – старому еврею на новый смычок»
(русская народная поговорка)
Гражданин Т-ч Владимир Владимирович является клиентом «Привата» по
программе т. н. зарплатного обслуживания, при котором на карточный счет
клиента выплачивается заработная плата. Заметим, что в последнее время
данная программа стала весьма популярной практически среди всех банков
Украины. Более того, эксперты считают, что именно с ее внедрения
платежные карты, как финансовый инструмент и начали свое массовое
развитие в Украине.
Однако, гражданин Т-ч в определенный период свого сотрудничества с
«Приватбанком» пожалел об участиии в карточной программе и
разочаровался в финансовых инструментах вследствие участия в весьма
неприятной истории.
Предприятие, на котором работал Т-ч, перечислило ему на карточный
счет в «Приватбанке» зарплату, что полностью подтверждается несколькими
документами – випиской о списании денег со счета предприятия в пользу
Т-ча, выпиской о поступлении денег на счет. Деньги по документам были
зачислены в тот же день, и жалоб, казалось, быть не должно.
Но вечером того же дня банкомат выдал чек, по которому, денег на
счету Т-ча не оказалось. Полагая, что деньги просто не успели
зачислится на счет, Т-ч посетил банкомат на следующий день, однако
результат оказался тем же. В этот момент Т-ч и почувствовал неладное.
Бухгалтерия пояснила, что деньги перечислены еще вчера, подкрепив свое
утверждение соответствующей выпиской, при чем Т-ч узнал, что не у него
одного подобные проблемы. Непоступление денег констатировали коллеги
Т-ча по работе, а также другие клиенты «Приватбанка», осаждающие
банкоматы.
Попытки выяснить отношения с «Приватбанком» имели пикантные
последствия. Обратившемуся в «Приватбанк» Т-чу пояснили, что деньги на
счет поступили, однако…Т-ч их же и снял в течении получаса после
поступления на счет, о чем даже предоставили выписки и копии чеков!
Т-ч сразу же заявил, что денег он не снимал, и очевидно, налицо
какая-то несуразица, с которой следует разобраться. С редким
единодушием работники «Приватбанка» просто отказались от дальнейшего
общения с клиентом, по сути, выставив его за дверь. В течении месяца
Т-ч тщетно пытался добится от банка взаимности и понимания, прося хотя
бы разобраться. Впрочем, такие попытки впоследствии оказались весьма
успешными. В один прекрасный день Т-ч, без особых надежд на успех
«проведав» банкомат обнаружил… на счету сумму, которую он несколькима
неделями ранее, по утверждению «Приватбанка», якобы снял с карточного
счета… Справедливость, казалось бы, восторжествовала, и клиент должен
быть удовлетворен, но так ли это на самом деле?
Ситуации, при которых в счетах пользователей платежных карточек
покопались неизвестные злоумышленники, становятся, к сожалению,
реалиями сегодняшнего дня. И «УК», кстати, об этом неоднократно уже
писала. В случае выявления подобных обстоятельств, приличный и
мало-мальски уважающий себя банк, получив соответствующее заявление от
клиента, немедленно блокирует карточку и прекращает операции, как
говорится, до выяснения. Более того, практически каждый банк без
особого риска принимает аналогичное самостоятельное решение о
блокировке операций по счету при наличии подозрений относительно
законности производимых операций по счету клиента, либо сомнения в том,
что операции производит именно клиент.
Практически каждый из читателей «УК» - пользователь платежной
карточки - знает, что если даже в ближнем зарубежье расплатится за
пятидолларовый обед в фаст-фуде посредством карточки, через час-другой
ему позвонят из банка-эмитента карточки и ненавязчиво поинтересуются,
не Вы ли час назад обедали и расплачивались в закусочной, скажем так, в
Кракове или Будапеште? Получив утвердительный ответ, банковские
служащие уже не будут особо переживать и сомневаться по поводу
поступления из страны пребывания платежных документов на списание денег
с Вашего счета. Не получив доступа к Вам банк может по самостоятельной
инициативе заболокировать Вашу карточку.
Банк (заметим - приличный банк), таким образом действительно
заботится о клиенте, сохраняя его деньги. Проще подстраховаться и
уберечь от списания с клиента всей наличности, находящейся на карточке
(тем более, что большинство банков в типовых договорах эти моменты
пытаются урегулировать). Карточка у Вас могла быть украдена неделю
назад и Вы, находясь в Киеве и не заметив ее пропажи, даже не
подозреваете, что Вашей карточкой расплатились за покупку в Канаде или
Бразилии. Либо же карточка при Вас, а злоумышленники используют для
списания с Вашего счета разного рода дублирующие устройства, копии и
заменители. Могло произойти внешнее вмешательство в информационные
системы через т. н. хакеров, вследствие чего клиенты также могли не
досчитатся своих сбережений.
Практически в каждом случае деньги Вы потеряете, и никто Вам их не
вернет. Ответственность банков минимальна, и возвратом денежных
средств, потерянных в таком случае, профессионально и успешно
занимаются лишь несколько опытнейших юристов. Мы еще вернемся к этой
теме, однако заметим, что поведение банка остается неизменным –
немедленная блокировка карточки и проведение соответсвующих
расследований, обращение в правоохранительные органы и другие, логично
объяснимые действия…
Однако, в нашем случае, «Приватбанк» ничего подобного не сделал!
Заявленная клиентом, как «возможно засвеченная», карточка имела доступ
к банкомату, ежедневно по ней получали выписки, и если бы на счет
поступило нескольно десятков тысяч гривен – инициатор мог бы свободно
ими воспользоваться. «Приватбанк» не уведомил правоохранительные
органы, и ничего не сделал для выяснения обстоятельств списания денег.
Если банк в такой ситуации нечего не сделал – за это нужно
немедленно отнимать лицензию. Банк, с таким уровнем отношения к
безопасности средств клиентов, просто не имеет права на работу. Это все
равно, что просто положить свои деньги на улице, на видном месте,
прикрыв клочком газеты – уровень безопасности примерно одинаков.
Наше личное убеждение относительно обоснования такого поведения
«Приватбанка» следующее: с самого начала «Приватбанк» знал, что деньги
клиента Т-ча (а равно и тысяч либо миллионов других клиентиов) никуда
на самом деле не делись. Их якобы списание по банкоматам в определенных
суммах было запрограмировано и контролировано. Потому, на обращения
клиентов никто не реагировал и не беспокоился. И в правоохранительные
органы банк поэтому не обращался – к слову сказать, за заведомо
неправдивый донос предусмотрена уголовная ответственность (ст. 383 УК
Украины).
Деньги находились в банке и были таким образом на несколько дней
(недель) «изъяты» у клиентов для более приоритетных целей
«Приватбанка». Для полноты исследования заметим (сразу оговариваясь,
что это может быть и простым совпадением), что описанные несуразицы с
получением денег происходили как раз на пике государственно-публичных
разборок по поводу собственности в отношении печально известного НЗФ.
Пикантно, не так ли?
После минования потребности, деньги (в масштабах якобы списанной
ранее суммы) были зачислены на счет клиентов без каких либо объяснений
и мотивов. Допускаем, что в качестве «отмазки» могут всплыть
высказывания - «компютерные вирусы», или что-то подобное. Повторимся,
что даже в случае реальной «компютерной атаки» банк в день обращения
клиента должен был заблокировать карточки с тем, чтобы упредить
возможные злоупотребления.
Представьте, что значит в масштабах Украины по всей системе
«Приватбанка» заблокировать на пару-тройку дней у каждого клиента хотя
бы по тысяче гривен? Заблокированный и изъятый из оборота ресурс по
масштабам может доходить до миллиарда гривен! Одни проценты могут
составлять до нескольких десятков миллионов гривен. Овчинка, как
говорится, стоит выделки… Деньги легко и изящно зарабатываются на
пустом месте.
А вот еще одна интересная особенность зарабатывания денег
«Приватбанком» на доверчивых клиентах. Кстати, подсказана нам клиентами
«Приватбанка». Итак:
При снятии наличных в банкомате, «Приватбанк» удерживает с
клиентов 0,75% комиссионных, о чем каждый раз честно предупреждает, и
что предусмотрено договором об обслуживании. Но!..
Если клиент снимает, к примеру, 20 грн., то сумма комиссионных
составляет 15 коп. - вроде все правильно и обосновано. Если же
снимаемая сумма будет 10 грн., то 0,75% составляют 7,5 копейки. Улавливаете?
«Приватбанк», естественно, округляет эту сумму в бОльшую сторону - до 8 коп.
Таким образом, каждый раз, когда сумма снимаемых средств не кратна 20, происходит округление.
Этот каждый раз наступает в случаях 10 грн., 30 грн., 50 грн., 70 грн., 90 грн., 110 грн., 130 грн., и т.п.
Доказанный факт - это уже не 0,75%, а 0,8%! Но «Приватбанк»
говорит о 0,75%, и именно этой ставкой заманивает и привлекает к себе
клиентов!
Заметим, что проведенный аналитиками «УК» анализ тарифов на
обналичивание денег через банкоматы большинством украинских банков
позиционируется в размере 0,8%. И среди этих ставок «Приватбанк»
выгодно, на первый взгляд, отличается щепетильностью и льготой в 0,5%.
Как видим, необоснованно… Налицо недобросовестная реклама, в результате дающая «Приватбанку» дополнительные и незаслуженные преимущества…
Почему бы «Приватбанку», с позиции честности, например, не вести
расчет с точностью до второй цифры после запятой? Не думаем, что это
очень сложно. Или научиться округлять в мЕньшую сторону, то есть не в свою пользу, а в пользу клиента, пойти ему навстречу?
Мелочь вроде бы, но вы только представьте, сколько людей на
Украине, пользуясь подобными карточками платят эти копейки КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Копейки, которые в конечном итоге выливаются в "с миру по нитке..."…
Опять же суммы составляют до нескольких миллионов гривен прибыли каждый месяц. На пустом месте.
Вот так и живут в Украине ПРИВАТные карточные шулера, изыскавшие
на пустом месте весьма недурной способ пополнения собственных карманов.
Традиционно надеемся на то, что компетентные органы дадут
надлежащую правовую оценку описанным выше действиям «Приватбанка», и
уведомят нас о полученных результатах, которые станут достоянием
читателей «УК».
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»
Источник: http://cripo.com.ua |
Категория: Мои статьи | Добавил: Papazoglo (31.03.2011)
| Автор: Алексей Святогор, адвокат
|
Просмотров: 864
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Без комментариев . |
|
|
Видео |
|
|
Видео |
|
|
Кредитка Приватбан |
|
|
Видео |
|
|
Видео |
|
|
Видео |
|
|
|